Привычная многим родителям дорожная карта развития, включающая детский сад, школу и вуз, давно доказала свою низкую эффективность – опросы показывают, что не менее половины россиян сейчас работают не по специальности. Проблема в том, что на этом пути взрослые навязывают свой выбор детям еще с раннего возраста, но суть профориентации заключается отнюдь не в подборе конкретной профессии.
‘Родители и учителя стараются навязать детям свое видение, показать разнообразие профессий, – говорит в беседе с ‘РГ’ директор компании по подготовке специалистов ‘Академия Спец’ Татьяна Федорова. – Однако суть профориентации не в подборе профессии, это уже второй шаг. Первый шаг – максимально точно выявить таланты и способности, от которых ребенок будет отталкиваться в выборе дела своей жизни’.
Основатель Almanax Education Юлия Колбасова отмечает, что современные родители стремятся начать процесс профориентации уже в 9-10 лет, и в целом такая практика приносит свои плоды. По ее мнению, это связано с изменениями образовательной среды, поколенческой трансформацией и снижением способности детей усваивать весь объем школьной программы. А многие учебные заведения при этом не способны адаптироваться к новым реалиям.
‘На самом деле профориентация может начинаться уже в детском саду, – соглашается руководитель блока детского образования в комитете по женскому предпринимательству ‘ОПОРЫ России’ Елена Мингова. – Дети играют в докторов и полицейских, примеряя на себя различные профессии. Но наиболее активная профориентационная работа происходит в школе, причем начинать можно с младших классов, чтобы дети определяли свои интересы и возможности постепенно’.
Собеседники ‘РГ’ отмечают, что главная сложность профориентации – в подборе методик, их применимости к отдельным направлениям и оценке результатов. Так, советник по образовательной деятельности и направлению устойчивого развития ФИЦ картофеля им. А.Г. Лорха Минсельхоза России Ринат Резванов отмечает, что в их области неким отягчающим элементом остается необходимость выявлять предрасположенность у старшеклассников не только к агробиотехнологиям, но и к научно-исследовательской деятельности.
Татьяна Федорова из ‘Академии Спец’ призывает осторожнее относиться к показателям профориентационных тестов, поскольку на их результаты – ярко выраженное отрицание или интерес – большое влияние оказывает эмоциональное состояние ребенка.
Он может находиться под впечатлением от преподавателя-географа, который своими интересными рассказами вдохновляет на изучение мира, или отрицать математику и физику, потому что учитель отбивает все желание интересоваться ими.
По мнению директора организации ‘Школа и детский сад ‘Мир’ в Доброграде Лады Силиной, сделать профориентацию качественнее помогут современные EdTech-проекты, которые уже сейчас внедряются в самых прогрессивных школах.
‘Проекты EdTech дают доступ к дополнительным источникам информации, делают доступным понимание особенностей профессиональных сфер и отраслей науки и хозяйства. Их внедрение не только полезно, но и необходимо, поскольку значительно расширяет профориентационные возможности учеников’, – подытожила она.