Ряд участников российского рынка микрофинансирования и взыскания долгов вышли на рынок Мексики. Эксперты считают направление интересным и перспективным для продвижения отечественных технологий. Но подчеркивают риски, от культурных до санкционных, которые могут создать сложности с фондированием.
Онлайн-аукцион по продаже просроченной задолженности Debex, коллекторское агентство «Право онлайн» и МФО «Е-Капуста» начали работать на рынке Мексики, рассказали “Ъ” представители компаний.
Рынок в России «уперся в ‘стеклянный потолок’ по многим причинам, в том числе из-за избыточного регулирования, что становится для многих компаний стимулом открывать новые направления», отмечают в микрофинансовой СРО «МиР». Однако для любой не самой крупной компании выход на зарубежные рынки — это «серьезный вызов, требующий привлечения немалых дополнительных ресурсов, а также готовности и решимости к внутренним изменениям», подчеркивают в коллекторской ассоциации НАПКА.
Рынок стран Латинской Америки нельзя назвать новым для российских финансовых компаний.
Так, Debex уже работает в Аргентине и Чили. Планы по выходу в латиноамериканский регион были у «Джой Мани». Несколько компаний с российскими корнями действуют и в Мексике, причем относительно успешно (ID Finance, Lime Credit, Kreditech).
«С одной стороны, финансовые рынки Латинской Америки для финтех-компаний представляют собой ‘голубой океан’ — они высокомаржинальны и при этом имеют потенциал существенного роста,— полагает старший директор по банковским рейтингам агентства ‘Эксперт РА’ Иван Уклеин.— С другой стороны, выход на рынки с характерным для развивающихся стран уровнем развития институтов и судебной системы имеет ряд рисков».
По словам гендиректора «Е-Капуста» Александра Герасева мексиканский рынок «довольно большой, по населению и даже в чем-то по структуре экономики похожий на российский». При этом условия выхода на него «достаточно лояльны». «В стране комфортные условия работы для иностранных компаний. Нет излишней зарегулированности,— поясняет гендиректор Debex Марат Брук.— Рынок взыскания и продажи просроченных долгов в Мексике только формируется».
Объем рынка микрокредитования в Латинской Америке составил $33,92 млрд в 2023 году.
Предполагается, что в ближайшие годы он будет развиваться со среднегодовыми темпами роста в 3,9% и достигнет $47,87 млрд в 2032 году. Это делает направление «привлекательной целью в том числе и для российских компаний», полагает гендиректор ГК IT Smart Finance Максим Пащенко.
Среди проблем латиноамериканских рынков — плохое развитие платежных систем, низкая платежная дисциплина и в целом невысокий уровень проникновения финансовых услуг среди населения, отмечает предприниматель в сфере международного микрофинансирования Георгий Шабад. «Есть определенный менталитет в стране, с которым мы можем столкнуться как со стороны сотрудников, так и со стороны должников»,— добавляет глава коллекторского агентства «Право онлайн» Валерий Зоткин.
«Помимо специфики ведения бизнеса в той или иной стране приходится учитывать общие сложности с привлечением российскими компаниями фондирования для развития за рубежом. Эти риски могут негативно отразиться на финансовой устойчивости материнской компании»,— полагает гендиректор финансовой онлайн-платформы Webbankir Андрей Пономарев.
Среди рисков надо отметить и волатильность местных валют к доллару — при экспансии в зарубежные страны номинирование активов осуществляется в местных валютах, но выход на эти рынки происходит в долларах, считает гендиректор Moneyman Александр Пустовит.
«С одной стороны, в Мексике не введен санкционный режим в отношении России, страна неоднократно подчеркивала нейтральную позицию,— говорит партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Кира Винокурова.— С другой — Мексика как член ООН подтвердила свою готовность соблюдать санкции этой организации в отношении России, если они будут введены».