Карта сайта
Самара

МФО запросили у ЦБ дискуссию

Опрошенные “Ъ” микрофинансовые компании (МФК) опасаются, что предложенное Банком России глобальное регулирование рынка и его новая сегментация, а также специализация МФО на отдельных продуктах могут привести к дальнейшему снижению эффективности бизнеса отрасли. Микрофинансисты рассчитывают на диалог с регулятором. Если укрупнение игроков отрасли уже устоявшийся тренд, то предлагаемая Банком России сегментация и продуктовые ограничения вызывают у отрасли опасения.

Опрошенные “Ъ” МФК опасаются, что предложенная Банком России сегментация рынка, специализация МФО на отдельных продуктах могут привести к дальнейшему снижению эффективности бизнеса отрасли. По итогам полугодия этот сегмент финансового рынка уже показал значительное снижение процентных доходов (см. “Ъ” от 20 августа). В СРО «МиР» рассчитывают, что после дискуссии с отраслью в доклад ЦБ будут внесены изменения, «так как у рынка также есть предложения, как сделать рынок более динамичным, прозрачным и развивающимся».

Банк России на днях опубликовал доклад «Перспективные направления развития рынка МФО на 2025–2027 годы». Среди основных трендов, которые, по мнению регулятора, будут определять развитие сегмента до 2027 года,— сокращение числа компаний и укрупнение игроков на рынке (на текущий момент в реестре состоит 931 МФО), более четкая сегментация МФО по продуктам: работа с МСБ, работа с торговыми точками через инструменты POS и BNPL, работа с «физиками», в которой приоритет будет отдаваться онлайн-выдачам (более 80% выдач на текущий момент, см. “Ъ” от 29 февраля) и installment-займам (займы на сумму до 100 тыс. руб. сроком до года).

Укрупнение будет происходить и за счет роста бизнеса действующих игроков, и за счет сделок слияния и поглощения на рынке, уверена заместитель гендиректора AK&M Людмила Еремина: «Крупные игроки усилят свои позиции, слабые уйдут с рынка, а средний сегмент будет вынужден объединяться». «Интерес для крупных компаний может представлять лояльная клиентская база — конкуренция за качественных заемщиков сегодня высокая»,— говорит гендиректор Webbankir Андрей Пономарев. Но здесь важно учитывать степень ее пересечения с текущей аудиторией, запасы капитала кредиторов, их «аппетит» к риску по отношению к новым клиентам, отмечает гендиректор Moneyman Александр Пустовит. «Микрофинансовым организациям интересны смежные сегменты рынка: банковский сектор, e-commerce, страховое дело, коллекторский бизнес (см. “Ъ” от 19 июля.— “Ъ”). МФО заинтересованы в дополнительных источниках прибыли на фоне снижения маржинальности»,— описывает ситуацию гендиректор «Займер» Роман Макаров. «Вероятными покупателями на рынке МФО являются также банки, которые расширяют собственные продуктовые линейки»,— указывает менеджер проектов инвестиционного банка Aspring Capital Ольга Макарова.

Но гораздо больше отрасль беспокоит предлагаемая ЦБ сегментация. «Возникает проблема искусственного ограничения для тех компаний, деятельность которых уже охватывает все продуктовые сегменты»,— опасается руководитель управления взаимодействия с госорганами «Джой Мани» Валерий Нечаев. Наличие широкого спектра продуктов эффективнее, чем специализация на одном, согласны в Moneyman. «Это позволяет заместить самые уязвимые с точки зрения регулирования PDL-займы»,— говорит господин Макаров.

В части работы с малым и средним бизнесом займы выдаются субъектам МСБ под залог, равно как и займы на конкретные цели, и считаются менее рискованными. Можно допустить, что такие узкоспециализированные МФО требуют меньше контроля, чем те, кто предлагает универсальную линейку продуктов, признает Андрей Пономарев.

«При этом более 80% рынка приходится на краткосрочные PDL и среднесрочные Installment. Хорошо, если новеллы стимулируют компании развивать кредитование МСП, POS-кредитование. Однако важно сохранить экономику основной части микрофинансового рынка»,— сомневается он.

22.08.2024