“Ъ” стали известны детали новой пятилетней стратегии развития входящего в число крупнейших Московского кредитного банка. Банк намерен удвоить объемы розничного бизнеса, в том числе активно выйти в сегмент зарплатных клиентов. Однако выдержать конкуренцию в условиях уже поделенного рынка будет сложной задачей.
Новая стратегия Московского кредитного банка (МКБ; шестое место по активам) до 2029 года предполагает удвоение объемов кредитного и депозитного портфелей розничных клиентов и численности клиентской базы, сообщил “Ъ” зампред правления МКБ Максим Лукьянович. В 2023 году темпы роста депозитного портфеля (на 32%, до 785,5 млрд руб.) опережали кредитный (на 1,9%, до 200,6 млрд руб.). В 2024 году банк не намерен расти в кредитовании выше рынка, поскольку сохраняется высокий уровень процентных ставок. С 2025–2026 годов банк намерен в кредитовании начать расти выше рыночных темпов.
Портфель депозитов банк планирует продолжить увеличивать «выше рынка» — на 30% в год. «Наращивание объема средств физлиц по конкурентным ставкам для целевых клиентов является частью стратегии работы над диверсификацией фондирования активных операций банка»,— поясняет господин Лукьянович. В сегменте кредитования банк делает ставку на зарплатных клиентов, которых ранее банк активно не привлекал. Аппетит на рост кредитования «клиентов с улицы» у МКБ небольшой. По итогам 2023 года Frank RG оценивает число зарплатных клиентов банков в 55–57 млн человек, в 2020-м — в 53 млн, а более 50% было у Сбербанка.
Для привлечения зарплатников розничному подразделению банка предстоит совместная работа с корпоративным блоком. По словам Максима Лукьяновича, зачастую в банках розничный и корпоративный блоки недостаточно синхронизированы, каждое из подразделений заботится только о своей марже, что отражается на условиях для клиента: «В МКБ будет выстроен комплексный подход — подразделения будут договариваться, исходя из интересов клиента».
В МКБ рассчитывают, что число розничных клиентов будет расти на 10–15% в год, в том числе за счет клиентов премиум-сегмента, число зарплатников — на 20–30% в год, банк хочет увеличить их долю в своей базе примерно до 50% с нынешних 16%.
«Банк не планирует делать ставку на привлечение через охватные рекламные коммуникации, так как считает их экономически неэффективными»,— говорит господин Лукьянович. Клиенты легко переходят из банка в банк: ежегодный переток может составлять более 50%, оценивает он. Более низкие расходы на рекламу позволяют банку предлагать высокие ставки по вкладам (сейчас в МКБ максимальная — 18,5%, средняя в топ-10 — 14,8%).
Несмотря на это, по словам топ-менеджера, «эффективное управление структурой кредитного портфеля, операции с инструментами на фондовом и валютном рынках позволяют поддерживать уровень процентной маржи на комфортном для банка уровне».
«Способ привлечения клиентов на обслуживание через депозитные ставки один из самых действенных,— говорит старший директор по банковским рейтингам ‘Эксперт РА’ Владимир Тетерин.— После клиент может начать пользоваться всем многообразием сервисов, что позволяет банку получать дополнительный заработок».
В рамках стратегии банк планирует обновление сети отделений и парка банкоматов.
Точную сумму инвестиций банк не называет, но, по оценке источника “Ъ”, речь идет о нескольких миллиардах рублей в течение трех лет. Среди задач банка, чтобы розница была прибыльной по году. 2023 год розничный бизнес закончил «около нуля», по итогам двух месяцев 2024 года розничный бизнес вышел в прибыль. Конкретной цели по прибыли на ближайшие два года не ставится, это будет инвестиционный цикл, однако в планах ежегодный рост чистого операционного дохода розницы на 18%.
Как банковские сети мельчают и расширяются
Достижимость долгосрочных планов МКБ во многом будет определена состоянием операционной среды, «на горизонте пяти лет ее изменения могут быть непредсказуемы», говорит директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Сурен Асатуров. По оценке управляющего директора НКР Михаила Доронкина, «расти в условиях высоких ставок выше рынка — достаточно сложная задача». Но еще предстоит выдержать конкурентную борьбу в условиях уже поделенного рынка крупными игроками, поэтому будет сложно, заключает собеседник “Ъ” на финансовом рынке.